(343) 256-34-86
(343) 200-90-03

Авторизация


Забыли?
Регистрация
Онлайн-консультант Общайтесь
со специалистом
в режиме реального
времени
Каталог Наши советы

Все советы

Константин Сорокин
Фото автора и Марка Кожуры

Прошлой весной эксперты Авторевю поставили рекорд: по ходу испытаний внедорожников на Дмитровском автополигоне за один раз было порвано пять буксировочных тросов! Причем последний, «десятитонный», трос лопнул в тот момент, когда мы медленно тянули неисправный автомобиль по асфальтовой дороге. Не на шутку разозлившись, мы скупили в автомагазинах чуть ли не всю весеннюю коллекцию «галстуков» и вновь вернулись на полигон, в одну из его лабораторий.


ТРОС ИЛИ «ГАЛСТУК»?
 

Для буксировки механических транспортных средств на гибкой сцепке Правила дорожного движения разрешают использовать трос длиной от 4 до 6 м, «украшенный» красными предупредительными флажками. Длина указана не случайно. Слишком короткий буксир может спровоцировать попутное столкновение, а длинный — создать проблемы при маневрировании: в крутом повороте буксируемый автомобиль может сильно «срезать» траекторию. Понятно и назначение флажков, выделяющих ковыляющий тандем из общего потока транспорта.

А какие технические требования предъявляются к прочности тросов, используемым материалам и способам их крепления? Представьте себе, никаких! Нет в нашей стране соответствующих стандартов, норм и правил! Сплел четырехметровый кусок веревки, украсил его флажками — вот и готово буксировочное устройство, соответствующее требованиям ПДД. Сплел второй — считай, что наладил производство. И пестрят прилавки разноцветными лентами с кривой строчкой, плоскими штампованными крюками, аляповатыми упаковками и лживой информацией о невероятной прочности троса. Из двадцати тросов, купленных нами в Москве, прилично выглядели от силы три образца. Например, плоская синяя лента с удобными карабинами закрытого типа (образец № 19). В местах крепления петли аккуратно прострочены, а конструкция металлических замков исключает выскальзывание карабина из буксирной проушины. Неплохое впечатление произвел безымянный образец № 10 (если верить этикетке — трос сделан из авиационного капрона) и образец № 2 — трехцветный канат Бурлак, выпускаемый российской фирмой Инструма.
 

РВАТЬ И МЕТАТЬ!
 

Испытательный стенд, собранный по нашему заказу в одной из лабораторий Дмитровского полигона, состоял из ручной лебедки, магнитографа, датчика перемещений, тензозвена и измерительной рейки. Такая аппаратура позволяет плавно нагружать трос усилием, отслеживать его удлинение и фиксировать нагрузку, при которой происходит разрыв. Решили так: если у какого-либо образца первым «раскроется» карабин или металлическая петля, мы завяжем «галстук» узлом и повторим эксперимент — чтобы узнать, какое усилие в состоянии выдержать собственно трос. Любопытно, что восемь из двадцати «галстуков» (это образцы №№ 1, 3, 8, 13, 14, 15, 18 и 19) можно было с самого начала отбраковать по формальным признакам: вопреки Правилам, их длина в свободном состоянии оказалась менее четырех метров. И все же «пытку» на стенде прошли все.

Самый позорный результат показал образец № 19 — тот самый синий трос с мощными удобными карабинами, который приглянулся нам при осмотре. Не верь глазам своим! Нитки шва в районе крепления карабинов лопнули при смехотворной нагрузке в 300 кг, в то время как заявленное производителем усилие составляет аж три тонны! При повторном испытании порвалась уже сама лента, выдержав всего 965 кг. При этом трос оказался очень «жестким» — в процессе нагружения он вытянулся всего на 35 см.

Тонкая и хилая «веревочка» образца № 20 «выстрелила» в защитное ограждение при нагрузке в 312 кг, растянувшись почти на два с половиной метра, — неплохой вариант для катания детских санок.

Образец № 4 (трос TR-6M, указанный производитель — Fawaz Al Khateeb, ОАЭ) выдержал 325 кгс, а «капроновые» стропы с воздушно-десантной атрибутикой на упаковке (образцы № 7 и № 16) «подняли» стрелку динамометра до одинаковой отметки в 375 кгс. При этом «десантник» под номером семь обещал выдержать три тонны, а шестнадцатый — аж шесть. Прямо как грузинские вина из одной бочки: главное, чтобы хватало нужных этикеток!

На этом печальном фоне результаты испытаний трех остальных тросов можно считать уже сносными. Образец № 8 (торговая марка Galaxy, производитель не указан) выдержал перед разрывом усилие в 1800 кгс. Трос Cofield (образец № 13) — 1875 кгс. Ну а самым стойким оказался буксировочный канат Бурлак (образец № 2), материал которого сопротивлялся разрыву до нагрузки 2560 кгс.

Взгляните на фотографии, сделанные по ходу испытаний: подавляющее большинство тросов рвались в местах заделки концов. Самое слабое звено! Прочность плоских металлических крюков тоже оставляет желать лучшего — захваты, отштампованные из тонкого листа, погнулись практически на всех образцах. И выходит, что при всем богатстве выбора приличного «галстука» днем с огнем не найти... Что же покупать?

Если трос нужен, чтобы просто было спокойней, то мы бы рекомендовали обратить внимание на «фасон» образцов № 13 и № 8 — у этих «галстуков» самая правильная конструкция. Оговоримся: правильная — для буксировки легкового автомобиля класса вазовской «десятки» до гаража или ближайшего места ремонта. Петли крюков не имеют острых кромок, и это значит, что крюк не перережет ленту. Есть подпружиненные собачки, не позволяюшие крюку выскочить из места крепления при провисании троса и при рывках. Эластичность материала достаточна. Но самое главное — тросы такого типа легко закрепить в буксирной проушине любого легкового автомобиля. Выбирайте только ленту пошире и убедитесь, что трос имеет необходимую длину (купленные нами образцы оказались чуть короче четырех метров). Чем плох трос Бурлак? Уж больно канат толстый (в спрятанную под пластиковым бампером петлю просунуть его непросто), да и места в багажнике занимает много. А вот если «галстук» нужен в качестве троса-эвакуатора при езде по бездорожью, то акценты меняются радикально. Чтобы не покалечить свой автомобиль сорвавшимся крюком, для внедорожных «покатушек» лучше выбирать матерчатый или синтетический трос с прошитыми петлями на концах. Такой трос должен быть достаточно длинным (автомобиль-эвакуатор не всегда может подъехать близко к застрявшей машине), обязательно эластичным и выдерживать как минимум три тонны нагрузки. Где такой взять? Если позволяют средства, то фирменный внедорожный «галстук» стоит поискать в специализированных магазинах для джиперов. Желающим сэкономить рекомендуем прогуляться по строительным рынкам и подыскать подходящий по диаметру фал. Лучше тот, который сплетен «косичкой», — он эластичнее. И последний совет. Чтобы буксировочный трос служил долго, не ленитесь его регулярно просушивать — как себя ведут гнилые нитки, мы уже видели в ходе нашего эксперимента.
 

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
 

Прежде всего, старайтесь не использовать в качестве буксира металлические тросы. Дело даже не в том, что «железный галстук» может «с мясом» вырвать проушину — он может покалечить. Причем как автомобиль, так и стоящих около него людей. Категорически не советуем крепить буксирный конец за узлы подвески, рулевые тяги и прочие элементы ходовой части автомобиля, не предназначенные для этих целей.

Если заднее стекло тягача затонировано или частично перекрыто висящей сзади запаской, то трос лучше зацепить «в диагональ»: к левой проушине тягача и к правой — на аварийной машине. При такой схеме легче ехать уступом, давая возможность водителю буксируемого автомобиля видеть, что происходит впереди. Водитель тягача, в свою очередь, должен выбрать оптимальный маршрут (лучше — по незагруженным магистралям и с минимальным количеством левых поворотов) и уметь прогнозировать работу светофоров. Перестраиваться следует с запасом, а проходить повороты — по максимально широкой дуге, помня, что «прицеп» всегда «режет» траекторию. Чтобы не было сильных рывков, разгоняться надо плавно, а переключать передачи — максимально быстро, с легкой пробуксовкой сцепления. Перед подъемом включите ту передачу, на которой ваш «автопоезд» гарантированно заберется наверх (все сомнения решаются в пользу низшей ступени).

Главная задача того, кто едет на буксире, — обеспечивать постоянное натяжение троса. Обычно это делается периодическим подтормаживанием, особенно если машины идут накатом или под уклон. Останавливаться лучше так: водитель тягача обозначает свои намерения стоп-сигналами, но тормозить «автопоезду» помогает буксируемая машина, придерживая тягач за «хвост».

Последний нюанс касается буксировки автомобилей, оснащенных автоматической коробкой передач. Если есть возможность, то от подобной процедуры лучше отказаться вовсе. Дождитесь эвакуатора или попытайтесь вывесить ведущую ось машины, используя метод частичной погрузки на подходящий для этих целей грузовик. В крайнем случае буксируйте традиционным способом, современные «автоматы» это допускают. Но только медленно (селектор автомата должен стоять в нейтральном положении) и не более чем на 50 км.
 

       
№ образца Длина троса в свободном состоянии, м Длина троса до момента разрыва, м Максимальное удлинение троса, м Усилие, при котором происходит разрыв троса, кгс Место и характер разрыва троса
1 2,88 3,18 0,3 812 Конец троса вышел из заделки (расплелся). Крюки целые
2 5,10 6,25 1,15 2560 Разрыв основного материала троса
3 1,0 — в свободном состоянии;
3,10 — при растянутом резиновом жгуте
3,4 0,3 500 Конец троса вышел из заделки (расплелся). Крюки целые
4 5,87 6,52 0,65 325 Разрыв строчки по всей длине
        785* Разрыв основного материала в районе завязанного узла
5 4,55 5,40 0,85 750 Разрыв по строчке
6 4,67 5,05 0,38 750 Разрыв по строчке
        900* Разрыв основного материала в районе завязанного узла
7 4,40 4,83 0,43 375 Разрыв основного материала
8 3,52 5,24 1,72 1800 Разрыв основного материала, крюк разогнут
9 4,44 5,79 1,35 375 Разрыв основного материала в районе завязанного узла
10 4,49 4,88 0,39 750 Разрыв по строчке
        990* Разрыв основного материала в районе завязанного узла
11 4,23 4,63 0,40 750 Трос цел, разрыв кольца по сварке
        995* Разрыв основного материала в районе завязанного узла
12 4,50 4,97 0,47 625 Разрыв по строчке
        1000* Разрыв основного материала в районе завязанного узла
13 3,50 4,70 1,20 1875 Разрыв основного материала троса по сгибу у крюка (по месту контакта с крюком)
14 3,49 3,96 0,47 500 Разгиб крюка, начало разрыва у крюка (по месту контакта с крюком)
        935* Разрыв основного материала в районе завязанного узласновного материала по сгибу
15 3,40 4,20 0,8 500 Разрыв по строчке, крюки целы, один слегка разогнут
        755* Разрыв основного материала в районе завязанного узла
16 5,45 6,64 1,19 375 Разрыв основного материала в районе швов
17 5,62 7,32 1,70 700 Разрыв основного материала в районе завязанного узла
18 2,80 3,40 0,60 1250 Конец троса вышел из заделки (расплелся). Крюки слегка разогнулись, защелки выходят свободно из зева крюков
19 3,65 4,00 0,35 300 Разрыв строчки по всей длине
        965* Разрыв основного материала в районе завязанного узла
20 4,78 7,23 2,45 312 Разрыв основного материала в районе швов
* При повторном испытании.
Результаты относятся только к образцам, проходившим испытания

 

1. Плетеный трос, с крюками и защелками. Конец заплетен в основной материал. Указанный производитель — Sun Great, Тайвань. Заявленная нагрузка — 2,5 т. Фактическое усилие разрыва — 812 кг. Флажки отсутствуют 11. Ленточный трос с карабинами закрытого типа. Производитель не указан. Флажки отсутствуют
2. Бурлак. Трос с заплетенными петлями. Указанный производитель — фирма Инструма, Россия. Флажки отсутствуют 12. Ленточный трос с крюками и защелками. Производитель не указан. Заявленная нагрузка — 5 т. Фактическое усилие разрыва — 625 (1000)* кг. Два красных флажка
3. TR-901. Плетеный трос с крюками и защелками. Конец заплетен в основной материал. Внутри троса — резиновый жгут. Производитель не указан. Флажки отсутствуют 13. Ленточный трос Cofield с крюками и защелками. Крюки пришиты двойной строчкой. Производитель не указан. Заявленная нагрузка — 10 т. Фактическое усилие разрыва — 1875 кг. Флажки отсутствуют
4. Трос TR-6M. Цельная лента, сложенная вдвое, прострочена по всей длине. Стык посередине. Указанный производитель — Fawaz Al Khateeb, ОАЭ. Флажки отсутствуют 14. Ленточный трос Cofield с крюками и защелками. Крюки пришиты двойной строчкой. Производитель не указан. Заявленная нагрузка — 2 т. Фактическое усилие разрыва — 500 (935)* кг. Флажки отсутствуют
5. Ленточный трос с крюками и защелками. Крюки пришиты тройной строчкой. Производитель не указан. Заявленная нагрузка — 3 т. Фактическое усилие разрыва — 750 кг. Флажки отсутствуют 15. Ленточный трос с плоскими крюками и защелками. Указанный производитель — Sun Great, Тайвань. Заявленная нагрузка — 5 т. Фактическое усилие разрыва — 500 (755)* кг. Флажки отсутствуют
6. Ленточный трос с крюками и защелками. Производитель не указан. Заявленная нагрузка — 3,5 т. Фактическое усилие разрыва — 750 (900)* кг. Два красных флажка 16. Плетеный канат «ВДВ». Капрон. Петли прошиты из основного материала. Производитель не указан. Заявленная нагрузка — 6 т. Фактическое усилие разрыва — 375 кг. Один красный флажок
7. Канат без петель и крюков «ВДВ». Производитель не указан. Заявленная нагрузка — 3 т. Фактическое усилие разрыва — 375 кг. Флажки отсутствуют 17. Плетеный трос с крюками и защелками. Производитель не указан. Заявленная нагрузка — 6 т. Фактическое усилие разрыва — 700 кг. Один красный флажок
8. Трос Galaxy. Ленточный, с крюками и защелками. Крюки пришиты двойной строчкой. Производитель не указан. Флажки отсутствуют 18. Плетеный трос с крюками и защелками. Конец заплетен в основной материал. Производитель не указан. Заявленная нагрузка — 2 т. Фактическое усилие разрыва — 1250 кг. Флажки отсутствуют
9. Плетеный трос с крюками и защелками. Крюки привязаны узлами. Производитель не указан. Один красный флажок 19. Ленточный трос с карабинами закрытого типа. Указанный производитель — Fawaz Al Khateeb, ОАЭ. Заявленная нагрузка — 3 т. Фактическое усилие разрыва — 300 (965)* кг. Флажки отсутствуют
10. Ленточный трос. Производитель не указан, но сообщается, что материал — авиационный капрон. Заявленная нагрузка — 5 т. Фактическое усилие разрыва — 750 (990)* кг. Два красных флажка 20. Плетеный трос. Производитель не указан. Один красный флажок

* Редакция не занималась проверкой подлинности образцов. Нами приведены те данные о производителях, которые указаны на этикетках

 

по материалам http://www.autoreview.ru

Ваша корзина Колличество товаров: 0
На сумму: 0 руб.
Новости

Все новости

Полезные ссылки

Хиты продаж